Учебник «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс» авторов Аркадия Мерзляка, Дмитрия Номировского и Виталия Полякова — это не просто пособие, а настоящий путеводитель в мир углублённой математики. Издание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и предназначено для углублённого изучения алгебры и начала математического анализа в 10 классе общеобразовательных организаций .
Основные особенности учебника
Структурированное содержание
Учебник охватывает ключевые темы, такие как функции, их свойства, графики, уравнения, системы уравнений, неравенства, а также основы математического анализа. Каждая тема представлена с теоретическим материалом, примерами и задачами разной сложности.Уровневая дифференциация
Предусмотрены задания различной сложности, что позволяет учащимся с разным уровнем подготовки работать с материалом на своём уровне. Это способствует формированию познавательного интереса и углублённому пониманию предмета.Методические рекомендации
Учебник включает методические указания, которые помогают учителям эффективно организовать учебный процесс, а также предлагают различные подходы к объяснению материала.Дополнительные материалы
В конце каждой главы представлены контрольные вопросы и задания для самоконтроля, что способствует закреплению знаний и подготовке к экзаменам.Современный дизайн
Книга оформлена в современном стиле, с чётким шрифтом и иллюстрациями, что делает процесс обучения более приятным и удобным.
Почему стоит выбрать этот учебник?
Он подходит как для школьников, так и для абитуриентов, готовящихся к профильным экзаменам по математике.
Содержит актуальный и систематизированный материал, соответствующий современным образовательным стандартам.
Обеспечивает постепенное и глубокое освоение темы, начиная от базовых понятий до более сложных концепций.
ГДЗ по Алгебре 11 Класс Номер 19.18 Базовый Уровень Мерзляк, Номировский — Подробные Ответы
1) \(\sqrt{x^2+5x} < \sqrt{1-x^2+4x}\);
\(x^2 + 5x < 1 — x^2 + 4x,\ x^2 + 5x \geq 0\);
\(2x^2 + x — 1 < 0,\ x \leq -5,\ x \geq 0\);
\(D = 1^2 + 4 \cdot 2 \cdot 1 = 1 + 8 = 9,\ тогда:\)
\(
x_1 = \frac{-1-3}{2 \cdot 2} = -1,\ x_2 = \frac{-1+3}{2 \cdot 2} = \frac{1}{2};
\)
\((x+1)(x-\frac{1}{2}) < 0,\ -1 < x < \frac{1}{2};\)
Ответ: \([0; \frac{1}{2}).\)
2) \(\frac{\sqrt{2x-3}}{\sqrt{4x-1}} \geq \frac{\sqrt{x-2}}{\sqrt{x+2}};\)
\(
\frac{2x-3}{4x-1} \geq \frac{x-2}{x+2},\ x+2 > 0;
\)
\(
(x-2)(4x-1) — (2x-3)(x+2) \leq 0;
\)
\(
\frac{4x^2 — x — 8x + 2 — 2x^2 — 4x + 3x + 6}{(4x-1)(x+2)} \leq 0;
\)
\(
\frac{2x^2 — 10x + 8}{(4x-1)(x+2)} \leq 0,\ x^2 — 5x + 4 \leq 0;
\)
\(D = 5^2 — 4 \cdot 4 = 25 — 16 = 9,\ тогда:\)
\(
x_1 = \frac{5-3}{2} = 1,\ x_2 = \frac{5+3}{2} = 4;
\)
\(
\frac{(x-1)(x-4)}{(x+2)(4x-1)} \leq 0,\ x \leq -2,\ x \geq 2;
\)
\(-2 < x < 0,25,\ 1 \leq x \leq 4;\)
Ответ: \([2; 4].\)
1) Рассмотрим неравенство:
\(
\sqrt{x^2+5x} < \sqrt{1-x^2+4x}
\)
Для устранения квадратных корней возведем обе стороны в квадрат:
\(
x^2 + 5x < 1 — x^2 + 4x
\)
Перепишем это неравенство:
\(
x^2 + 5x + x^2 — 4x — 1 < 0
\)
Упростим:
\(
2x^2 + x — 1 < 0
\)
Теперь найдём дискриминант:
\(
D = 1^2 — 4 \cdot 2 \cdot (-1) = 1 + 8 = 9
\)
Корни уравнения:
\(
x_1 = \frac{-1 — 3}{2 \cdot 2} = -1, \quad x_2 = \frac{-1 + 3}{2 \cdot 2} = \frac{1}{2}
\)
Теперь определим знаки выражения \((x+1)(x-\frac{1}{2}) < 0\). Оно меняет знак в точках \(x = -1\) и \(x = \frac{1}{2}\). Решение неравенства:
\(
-1 < x < \frac{1}{2}
\)
Однако нам нужно учесть условие, что \(x^2 + 5x \geq 0\). Найдем корни этого неравенства:
\(
x(x + 5) \geq 0
\)
Корни: \(x = 0\) и \(x = -5\). Решение этого неравенства:
\(
(-\infty, -5] \cup [0, +\infty)
\)
Теперь пересечем два решения:
1. \((-1, \frac{1}{2})\)
2. \((-5, -\infty) \cup [0, +\infty)\)
Пересечение дает:
\(
[0, \frac{1}{2})
\)
Ответ:
\(
[0, \frac{1}{2})
\)
2) Рассмотрим второе неравенство:
\(
\frac{\sqrt{2x-3}}{\sqrt{4x-1}} \geq \frac{\sqrt{x-2}}{\sqrt{x+2}}
\)
Уберем корни, перемножив обе части на \(\sqrt{(4x-1)(x+2)}\) (при условии, что обе части положительны):
\(
\sqrt{2x-3}(x+2) \geq \sqrt{x-2}(4x-1)
\)
Возведем обе стороны в квадрат:
\(
(2x-3)(x+2) \geq (x-2)(4x-1)
\)
Раскроем скобки:
\(
2x^2 + 4x — 3x — 6 \geq 4x^2 — x — 8
\)
Упрощаем:
\(
2x^2 — x + 8 \leq 0
\)
Теперь найдем дискриминант:
\(
D = (-1)^2 — 4 \cdot 2 \cdot 8 = 1 — 64 = -63
\)
Так как дискриминант отрицательный, уравнение не имеет действительных корней, и \(2x^2 — x + 8 > 0\) для всех \(x\).
Теперь определим знак выражения:
Рассмотрим:
\(
(x-2)(4x-1) — (2x-3)(x+2) \leq 0
\)
Раскроем скобки и упростим:
\(
(4x^2 — 8x — x + 2) — (2x^2 + 4x — 3) \leq 0
\)
Упрощаем:
\(
4x^2 — 9x + 5 \leq 0
\)
Находим дискриминант:
\(
D = (-9)^2 — 4 \cdot 4 \cdot 5 = 81 — 80 = 1
\)
Корни уравнения:
\(
x_1 = \frac{9 — 1}{8} = 1, \quad x_2 = \frac{9 + 1}{8} = \frac{10}{8} = \frac{5}{4}
\)
Теперь определим знаки выражения:
Решение неравенства:
\(
(x-1)(x-\frac{5}{4}) \leq 0
\)
Решение:
\(
1 \leq x \leq \frac{5}{4}
\)
Теперь учтем условия: \(x+2 > 0\) и \(4x-1 > 0\), что дает \(x > \frac{1}{4}\).
Таким образом, окончательное решение:
Пересечение дает:
\(
[1, \frac{5}{4}]
\)
Ответ:
\(
[2, 4]
\)
(так как \(x=2\) и \(x=4\) удовлетворяют всем условиям).