Учебник «Алгебра. ФГОС Углубленный уровень. 11 класс» авторов Аркадия Мерзляка, Дмитрия Номировского и Виталия Полякова — это не просто пособие, а настоящий путеводитель в мир углублённой математики. Издание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и предназначено для углублённого изучения алгебры и начала математического анализа в 11 классе общеобразовательных организаций .
ГДЗ по Алгебре 11 Класс Номер 28.235 Углубленный Уровень Мерзляк, Номировский — Подробные Ответы
Найдите область определения функции:
1) \( f(x) = \sqrt{\frac{(x + 3)(x — 2)}{x}} \)
2) \( f(x) = \sqrt{\frac{x^2 — 6x + 9}{x^2 — 5x + 4}} \)
3) \( f(x) = \sqrt{\frac{17 — 15x — 2x^2}{x + 3}} \)
4) \( f(x) = \sqrt{12x^2 — 4x^3 — 9x} — \sqrt{2 — |x|} \)
5) \( f(x) = \sqrt{\frac{7 — x}{\sqrt{4x^2 — 19x + 12}}} \)
6) \( f(x) = \sqrt{|x — 1|(3x — 6)} + \frac{3}{x^2 + 4x — 21} \)
1)
\(
f(x) = \sqrt{\frac{(x+3)(x-2)}{x}};
\)
Область определения:
\(
\frac{(x+3)(x-2)}{x} \geq 0;
\)
\(
-3 \leq x < 0, \quad x \geq 2;
\)
Ответ:
\(
D(x) = [-3; 0) \cup [2; +\infty);
\)
2)
\(
f(x) = \sqrt{\frac{x^2 — 6x + 9}{x^2 — 5x + 4}};
\)
Область определения:
\(
\frac{x^2 — 6x + 9}{x^2 — 5x + 4} \geq 0;
\)
Дискриминант:
\(
D = 5^2 — 4 \cdot 4 = 25 — 16 = 9,
\)
тогда корни:
\(
x_1 = \frac{5 — 3}{2} = 1, \quad x_2 = \frac{5 + 3}{2} = 4;
\)
\(
\frac{(x-3)^2}{(x-1)(x-4)} \geq 0;
\)
Область:
\(
x < 1, \quad x > 4, \quad x = 3;
\)
Ответ:
\(
D(x) = (-\infty; 1) \cup \{3\} \cup (4; +\infty).
\)
3)
\(
f(x) = \sqrt{\frac{17 — 15x — 2x^2}{x + 3}};
\)
Область определения:
\(
17 — 15x — 2x^2 \geq 0, \quad x + 3 > 0;
\)
Решаем неравенство:
\(
2x^2 + 15x — 17 \leq 0;
\)
Дискриминант:
\(
D = 15^2 + 4 \cdot 2 \cdot 17 = 225 + 136 = 361,
\)
Корни:
\(
x_1 = \frac{-15 — 19}{2 \cdot 2} = -8.5, \quad x_2 = \frac{-15 + 19}{2 \cdot 2} = 1;
\)
Тогда:
\(
(x + 8.5)(x — 1) \leq 0, \quad x > -3;
\)
Область определения:
\(
-3 < x \leq 1;
\)
Ответ:
\(
D(x) = (-3; 1].
\)
4)
\(
f(x) = \sqrt{12x^2 — 4x^3 — 9x} — \sqrt{2 — |x|};
\)
Область определения:
\(
12x^2 — 4x^3 — 9x \geq 0, \quad 2 — |x| \geq 0;
\)
Перепишем:
\(
x(4x^2 — 12x + 9) \leq 0, \quad |x| \leq 2;
\)
\(
x(2x — 3)^2 \leq 0, \quad -2 \leq x \leq 2;
\)
Отсюда:
\(
-2 \leq x \leq 0, \quad x = \frac{3}{2};
\)
Ответ:
\(
D(x) = [-2; 0) \cup \left\{\frac{3}{2}\right\}.
\)
5)
\(
f(x) = \sqrt{\frac{7 — x}{4x^2 — 19x + 12}};
\)
Область определения:
\(
4x^2 — 19x + 12 > 0, \quad 7 — x \geq 0;
\)
Дискриминант:
\(
D = 19^2 — 4 \cdot 4 \cdot 12 = 361 — 192 = 169,
\)
Корни:
\(
x_1 = \frac{19 — 13}{2 \cdot 4} = \frac{6}{8} = \frac{3}{4}, \quad x_2 = \frac{19 + 13}{2 \cdot 4} = 4;
\)
Тогда:
\(
(x — \frac{3}{4})(x — 4) > 0, \quad x \leq 7;
\)
Область:
\(
x < \frac{3}{4}, \quad 4 < x \leq 7;
\)
Ответ:
\(
D(x) = (-\infty; \frac{3}{4}) \cup (4; 7].
\)
6)
\(
f(x) = \sqrt{|x — 1|(3x — 6)} + \frac{3}{x^2 + 4x — 21};
\)
Область определения:
\(
|x — 1|(3x — 6) \geq 0; \quad x \geq 2, \quad x = 1;
\)
Область определения дроби:
\(
x^2 + 4x — 21 \neq 0;
\)
Дискриминант:
\(
D = 4^2 + 4 \cdot 21 = 16 + 84 = 100,
\)
Корни:
\(
x_1 = \frac{-4 — 10}{2} = -7, \quad x_2 = \frac{-4 + 10}{2} = 3;
\)
Ответ:
\(
D(x) = \{1\} \cup [2; 3) \cup (3; +\infty).
\)
1)
Рассмотрим функцию:
\(
f(x) = \sqrt{\frac{(x+3)(x-2)}{x}};
\)
Для нахождения области определения необходимо решить неравенство:
\(
\frac{(x+3)(x-2)}{x} \geq 0;
\)
Найдем нули числителя и знаменателя:
— Числитель: \( (x + 3)(x — 2) = 0 \) даёт \( x = -3 \) и \( x = 2 \).
— Знаменатель: \( x = 0 \).
Теперь определим интервалы для решения неравенства. Рассмотрим знаки на интервалах:
1. \( (-\infty, -3) \)
2. \( (-3, 0) \)
3. \( (0, 2) \)
4. \( (2, +\infty) \)
Проверяем знаки в каждом интервале:
— Для \( x < -3 \) (например, \( x = -4 \)): \( \frac{(-)(-)}{-} < 0 \)
— Для \( -3 < x < 0 \) (например, \( x = -1 \)): \( \frac{(+)(-)}{-} > 0 \)
— Для \( 0 < x < 2 \) (например, \( x = 1 \)): \( \frac{(+)(-)}{+} < 0 \)
— Для \( x > 2 \) (например, \( x = 3 \)): \( \frac{(+)(+)}{+} > 0 \)
Таким образом, область определения:
\(
-3 \leq x < 0, \quad x \geq 2;
\)
Ответ:
\(
D(x) = [-3; 0) \cup [2; +\infty);
\)
2)
Рассмотрим функцию:
\(
f(x) = \sqrt{\frac{x^2 — 6x + 9}{x^2 — 5x + 4}};
\)
Для нахождения области определения необходимо решить неравенство:
\(
\frac{x^2 — 6x + 9}{x^2 — 5x + 4} \geq 0;
\)
Дискриминант для знаменателя:
\(
D = (-5)^2 — 4 \cdot 1 \cdot 4 = 25 — 16 = 9,
\)
Корни знаменателя:
\(
x_1 = \frac{5 — 3}{2} = 1, \quad x_2 = \frac{5 + 3}{2} = 4;
\)
Теперь запишем дробь в виде:
\(
\frac{(x-3)^2}{(x-1)(x-4)} \geq 0;
\)
Определим интервалы для решения неравенства:
1. \( (-\infty, 1) \)
2. \( (1, 3) \)
3. \( (3, 4) \)
4. \( (4, +\infty) \)
Проверяем знаки в каждом интервале:
— Для \( x < 1 \): дробь положительна.
— Для \( 1 < x < 3 \): дробь отрицательна.
— Для \( 3 < x < 4 \): дробь положительна.
— Для \( x > 4 \): дробь положительна.
Таким образом, область определения:
\(
x < 1, \quad x > 4, \quad x = 3;
\)
Ответ:
\(
D(x) = (-\infty; 1) \cup (3) \cup (4; +\infty).
\)
3)
Рассмотрим функцию:
\(
f(x) = \sqrt{\frac{17 — 15x — 2x^2}{x + 3}};
\)
Область определения будет найдена из условий:
\(
17 — 15x — 2x^2 \geq 0, \quad x + 3 > 0;
\)
Решаем неравенство:
\(
2x^2 + 15x — 17 \leq 0;
\)
Дискриминант:
\(
D = (15)^2 — 4 \cdot 2 \cdot (-17) = 225 + 136 = 361,
\)
Корни уравнения:
\(
x_1 = \frac{-15 — 19}{2 \cdot -2} = -8.5, \quad x_2 = \frac{-15 + 19}{2 \cdot -2} = 1;
\)
Теперь запишем неравенство в виде:
\(
(x + 8.5)(x — 1) \leq 0, \quad x > -3;
\)
Определяем интервалы для решения неравенства:
1. \( (-\infty, -8.5) \)
2. \( (-8.5, 1) \)
3. \( (1, +\infty) \)
Проверяем знаки в каждом интервале:
— Для \( x < -8.5 \): дробь положительна.
— Для \( -8.5 < x < 1 \): дробь отрицательна.
— Для \( x > 1 \): дробь положительна.
Таким образом, область определения:
\(
-3 < x \leq 1;
\)
Ответ:
\(
D(x) = (-3; 1].
\)
4)
Рассмотрим функцию:
\(
f(x) = \sqrt{12x^2 — 4x^3 — 9x} — \sqrt{2 — |x|};
\)
Для нахождения области определения необходимо решить два неравенства:
1.
\(
12x^2 — 4x^3 — 9x \geq 0;
\)
2.
\(
2 — |x| \geq 0;
\)
Начнем с первого неравенства. Перепишем его в удобной форме:
\(
x(4x^2 — 12x + 9) \geq 0;
\)
Теперь решим квадратное неравенство \(4x^2 — 12x + 9 \leq 0\). Найдем дискриминант:
\(
D = (-12)^2 — 4 \cdot 4 \cdot 9 = 144 — 144 = 0;
\)
Так как дискриминант равен нулю, у нас есть один корень:
\(
x_1 = \frac{12}{2 \cdot 4} = \frac{12}{8} = \frac{3}{2}.
\)
Теперь определим знаки на интервалах. Мы знаем, что \(x(2x — 3)^2 \leq 0\), поэтому:
Область определения данного неравенства:
\(
x \leq 0, \quad x = \frac{3}{2};
\)
Теперь решим второе неравенство:
\(
|x| \leq 2;
\)
Это неравенство даёт:
\(
-2 \leq x \leq 2.
\)
Теперь объединяем обе области:
1. Из первого неравенства: \( -2 \leq x \leq 0, \quad x = \frac{3}{2} \).
2. Из второго неравенства: \( -2 \leq x \leq 2 \).
Итак, окончательная область определения:
\(
D(x) = (-2; 0] \cup \left\{\frac{3}{2}\right\}.
\)
5)
Рассмотрим функцию:
\(
f(x) = \sqrt{\frac{7 — x}{4x^2 — 19x + 12}};
\)
Область определения будет определяться двумя условиями:
1.
\(
4x^2 — 19x + 12 > 0;
\)
2.
\(
7 — x \geq 0.
\)
Начнем с первого неравенства. Найдем дискриминант:
\(
D = (-19)^2 — 4 \cdot 4 \cdot 12 = 361 — 192 = 169.
\)
Теперь найдем корни:
\(
x_1 = \frac{19 — 13}{2 \cdot 4} = \frac{6}{8} = \frac{3}{4}, \quad x_2 = \frac{19 + 13}{2 \cdot 4} = 4.
\)
Теперь определим знаки на интервалах, используя корни:
— Для \(x < \frac{3}{4}\)
— Для \(x > 4\)
Таким образом, у нас есть:
\(
(x — \frac{3}{4})(x — 4) > 0.
\)
Теперь решим второе неравенство:
\(
7 — x \geq 0 \Rightarrow x \leq 7.
\)
Объединяем области:
1. Из первого неравенства: \( x < \frac{3}{4} \) или \( x > 4 \).
2. Из второго: \( x \leq 7 \).
Итак, окончательная область определения:
\(
D(x) = (-\infty; \frac{3}{4}) \cup (4; 7].
\)
6)
Рассмотрим функцию:
\(
f(x) = \sqrt{|x — 1|(3x — 6)} + \frac{3}{x^2 + 4x — 21};
\)
Область определения будет определяться условиями:
1.
\(
|x — 1|(3x — 6) \geq 0;
\)
2.
\(
x^2 + 4x — 21 \neq 0.
\)
Начнем с первого условия. Это выражение будет неотрицательным, когда оба множителя неотрицательны или оба отрицательны.
Решим неравенство \(3x — 6 \geq 0\):
\(
3x — 6 = 0 \Rightarrow x = 2.
\)
Теперь рассмотрим \( |x — 1| \):
— Если \( x — 1 \geq 0 \Rightarrow x \geq 1 \)
— Если \( x — 1 < 0 \Rightarrow x < 1 \)
Таким образом, у нас есть два случая для решения первого неравенства.
Теперь решим второе неравенство:
Найдём дискриминант для уравнения \( x^2 + 4x — 21 = 0 \):
\(
D = (4)^2 — 4(1)(-21) = 16 + 84 = 100.
\)
Корни:
\(
x_1 = \frac{-4 — 10}{2} = -7, \quad x_2 = \frac{-4 + 10}{2} = 3.
\)
Таким образом, область определения дроби:
\( x^2 + 4x — 21 \neq 0; \quad x \neq -7, x \neq 3. \)
Теперь объединяем все области определения.
Окончательный ответ для области определения функции:
\(
D(x) = \{1\} \cup [2; 3) \cup (3; +\infty).
\)
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.