
Учебник «Алгебра. ФГОС Углубленный уровень. 11 класс» авторов Аркадия Мерзляка, Дмитрия Номировского и Виталия Полякова — это не просто пособие, а настоящий путеводитель в мир углублённой математики. Издание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и предназначено для углублённого изучения алгебры и начала математического анализа в 11 классе общеобразовательных организаций .
ГДЗ по Алгебре 11 Класс Номер 6.51 Углубленный Уровень Мерзляк, Номировский — Подробные Ответы
Решите уравнение
\(
\log_2 \left( \frac{x}{\sqrt{4x-3}} \right) = \sqrt{4x-3} — x.
\)
Решить уравнение:
\(
\log_2 \frac{x}{\sqrt{4x — 3}} = \sqrt{4x — 3} — x;
\)
Перепишем уравнение:
\(
\log_2 x — \log_2 \sqrt{4x — 3} = \sqrt{4x — 3} — x;
\)
\(
\log_2 x + x = \log_2 \sqrt{4x — 3} + \sqrt{4x — 3};
\)
1) Функция возрастает:
\(
f(t) = \log_2 t + t;
\)
\(
f(x) = f(\sqrt{4x — 3});
\)
Тогда
\(
x = \sqrt{4x — 3};
\)
Возведём в квадрат обе части:
\(
x^2 = 4x — 3;
\)
\(
x^2 — 4x + 3 = 0;
\)
Найдём дискриминант:
\(
D = 4^2 — 4 \cdot 3 = 16 — 12 = 4,
\)
тогда корни:
\(
x_1 = \frac{4 — 2}{2} = 1, \quad x_2 = \frac{4 + 2}{2} = 3;
\)
2) Область определения:
\(
x > 0, \quad 4x — 3 > 0;
\)
то есть
\(
x > 0, \quad x > \frac{3}{4};
\)
Ответ:
\(
1; \quad 3.
\)
Рассмотрим уравнение:
\(
\log_2 \frac{x}{\sqrt{4x — 3}} = \sqrt{4x — 3} — x.
\)
Шаг 1. Преобразование логарифма
Используем свойство логарифма:
\(
\log_2 \frac{x}{\sqrt{4x — 3}} = \log_2 x — \log_2 \sqrt{4x — 3}.
\)
Подставим это в уравнение:
\(
\log_2 x — \log_2 \sqrt{4x — 3} = \sqrt{4x — 3} — x.
\)
Шаг 2. Перенос членов
Перенесём \(- \log_2 \sqrt{4x — 3}\) вправо, а \(- x\) влево:
\(
\log_2 x + x = \log_2 \sqrt{4x — 3} + \sqrt{4x — 3}.
\)
Шаг 3. Введение функции
Рассмотрим функцию
\(
f(t) = \log_2 t + t,
\)
определённую при \(t > 0\).
Проверим, что функция строго возрастает.
Производная функции:
\(
f'(t) = \frac{1}{t \ln 2} + 1.
\)
Поскольку \(t > 0\) и \(\ln 2 > 0\), то
\(
f'(t) > 0,
\)
значит функция \(f(t)\) строго возрастает.
Шаг 4. Использование монотонности
Из уравнения
\(
f(x) = f(\sqrt{4x — 3}),
\)
и монотонности функции следует
\(
x = \sqrt{4x — 3}.
\)
Шаг 5. Решение уравнения
Возведём обе части в квадрат:
\(
x^2 = 4x — 3.
\)
Перенесём все в одну сторону:
\(
x^2 — 4x + 3 = 0.
\)
Шаг 6. Решение квадратного уравнения
Найдём дискриминант:
\(
D = (-4)^2 — 4 \cdot 1 \cdot 3 = 16 — 12 = 4.
\)
Корни уравнения:
\(
x_1 = \frac{4 — \sqrt{4}}{2} = \frac{4 — 2}{2} = 1,
\)
\(
x_2 = \frac{4 + \sqrt{4}}{2} = \frac{4 + 2}{2} = 3.
\)
Шаг 7. Область определения
Для исходного уравнения должны выполняться условия:
\(
x > 0,
\)
и подкоренное выражение должно быть положительно:
\(
4x — 3 > 0 — x > \frac{3}{4}.
\)
Шаг 8. Проверка корней
Корни \(x=1\) и \(x=3\) удовлетворяют области определения, так как оба больше \(\frac{3}{4}\).
Ответ:
\(
x = 1, \quad x = 3.
\)

Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.




Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!