Учебное пособие «Алгебра 9 класс. Дидактические материалы» авторов Мерзляка А.Г., Полонского В.Б., Рабиновича Е.М. и Якира М.С. является важным инструментом для школьников, стремящихся углубить свои знания в области алгебры. Этот сборник отличается тщательно разработанной структурой и разнообразием учебных материалов, что делает процесс обучения более эффективным и интересным.
ГДЗ по Алгебре 9 Класс Дидактические материалы Вариант 1 Номер 145 Мерзляк, Полонский, Рабинович, Якир — Подробные Ответы
Одновременно из одного города в одном направлении выехали два мотоциклиста: первый со скоростью 80 км/ч, а второй — 60 км/ч. Через полчаса из этого города в этом же направлении выехал третий мотоциклист. Найдите скорость третьего мотоциклиста, если известно, что он догнал первого мотоциклиста через 1 ч 15 мин после того, как догнал второго.
Пусть \( x \) км/ч — скорость третьего мотоциклиста, \( t \) ч — время, через которое он догнал второго мотоциклиста.
Тогда:
— третий мотоциклист прошёл до встречи со вторым \( tx \) км,
— второй мотоциклист прошёл \( 60(t + 0{,}5) \) км,
— третий мотоциклист прошёл до встречи с первым \( x\left(t + 1 + \frac{15}{60}\right) = x\left(t + 1{,}25\right) \) км,
— первый мотоциклист прошёл \( 80\left(t + 1{,}25 + 0{,}5\right) = 80(t + 1{,}75) \) км.
Составляем систему уравнений:
\(\begin{cases}
tx = 60(t + 0{,}5) \\
x(t + 1{,}25) = 80(t + 1{,}75)
\end{cases}\)
Из первого: \( tx = 60t + 30 \).
Подставим в второе:
\((60t + 30) \frac{t + 1{,}25}{t} = 80(t + 1{,}75) \).
Решая систему, получаем уравнение:
\(8t^2 + 14t — 15 = 0\).
Дискриминант:
\(D = 14^2 + 4 \cdot 8 \cdot 15 = 196 + 480 = 676\).
Корни:
\(t_1 = \frac{-14 — 26}{16} = -2{,}5\) (отрицательный, не подходит),
\(t_2 = \frac{-14 + 26}{16} = \frac{12}{16} = 0{,}75\) ч.
Скорость третьего:
\(x = \frac{60t + 30}{t} = \frac{60 \cdot 0{,}75 + 30}{0{,}75} = \frac{45 + 30}{0{,}75} = \frac{75}{0{,}75} = 100\) км/ч.
Ответ: скорость третьего мотоциклиста \(100\) км/ч.
1) Пусть \( x \) км/ч — скорость третьего мотоциклиста, а \( t \) ч — время, через которое он догнал второго мотоциклиста после выезда.
Проходы мотоциклистов до встреч:
— третий мотоциклист прошёл до встречи со вторым \( tx \) км;
— второй мотоциклист прошёл \( 60(t + 0{,}5) \) км;
— третий мотоциклист прошёл до встречи с первым \( x\left(t + 1 + \frac{15}{60}\right) = x\left(t + 1{,}25\right) \) км;
— первый мотоциклист прошёл \( 80\left(t + 1{,}25 + 0{,}5\right) = 80(t + 1{,}75) \) км.
2) Составим систему уравнений по условиям равенства пройденных расстояний на встречах:
\(\begin{cases}
tx = 60(t + 0{,}5) \\
x\left(t + 1{,}25\right) = 80(t + 1{,}75)
\end{cases}\)
Раскроем первое уравнение:
\( tx = 60t + 30 \).
3) Подставим выражение \( tx = 60t + 30 \) во второе уравнение:
\( x\left(t + 1{,}25\right) = 80(t + 1{,}75) \).
Разделим левую часть на \( t \):
\( \frac{tx}{t} (t + 1{,}25) = x(t + 1{,}25) \), то есть
\( (60t + 30) \frac{t + 1{,}25}{t} = 80(t + 1{,}75) \).
Раскроем скобки:
\( (60t + 30)(t + 1{,}25) = 80t(t + 1{,}75) \).
4) Упростим уравнение:
\( 60t^2 + 75t + 30t + 37{,}5 = 80t^2 + 140t \).
Объединим подобные члены:
\( 60t^2 + 105t + 37{,}5 = 80t^2 + 140t \).
Перенесём все в левую часть:
\( 60t^2 + 105t + 37{,}5 — 80t^2 — 140t = 0 \),
что даёт
\( -20t^2 — 35t + 37{,}5 = 0 \).
Умножим на -1 для удобства:
\( 20t^2 + 35t — 37{,}5 = 0 \).
Разделим на 2, чтобы упростить:
\( 10t^2 + 17{,}5t — 18{,}75 = 0 \).
5) Решим квадратное уравнение по формуле:
Дискриминант
\( D = (17{,}5)^2 — 4 \cdot 10 \cdot (-18{,}75) = 306{,}25 + 750 = 1056{,}25 \).
Корни:
\( t = \frac{-17{,}5 \pm \sqrt{1056{,}25}}{2 \cdot 10} \).
\( \sqrt{1056{,}25} = 32{,}5 \).
Тогда
\( t_1 = \frac{-17{,}5 — 32{,}5}{20} = \frac{-50}{20} = -2{,}5 \) (отрицательный, не подходит),
\( t_2 = \frac{-17{,}5 + 32{,}5}{20} = \frac{15}{20} = 0{,}75 \) ч.
6) Время не может быть отрицательным, значит \( t = 0{,}75 \) ч.
7) Найдём скорость \( x \):
\( tx = 60(t + 0{,}5) \Rightarrow x = \frac{60(t + 0{,}5)}{t} = \frac{60(0{,}75 + 0{,}5)}{0{,}75} = \frac{60 \cdot 1{,}25}{0{,}75} = \frac{75}{0{,}75} = 100 \) км/ч.
Ответ: 100 км/ч.
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.