Учебное пособие «Алгебра 9 класс. Дидактические материалы» авторов Мерзляка А.Г., Полонского В.Б., Рабиновича Е.М. и Якира М.С. является важным инструментом для школьников, стремящихся углубить свои знания в области алгебры. Этот сборник отличается тщательно разработанной структурой и разнообразием учебных материалов, что делает процесс обучения более эффективным и интересным.
ГДЗ по Алгебре 9 Класс Дидактические материалы Вариант 2 Номер 107 Мерзляк, Полонский, Рабинович, Якир — Подробные Ответы
При каких значениях \(a\) функция \(y = (a — 2)x^2 + 2x — 7\) принимает неположительные значения при всех действительных значениях \(x\)?
\(a \in (-\infty; \frac{6}{7}]\)
1. Пусть дана функция \(y = (a — 2)x^{2} + 2x — 7\). Требуется, чтобы она была неположительной при всех \(x\), то есть \(y \leq 0\).
2. Функция квадратичная, её график — парабола. Чтобы она была неположительной при всех \(x\), ветви параболы должны быть направлены вниз. Это значит, что коэффициент при \(x^{2}\) отрицателен: \(a — 2 < 0\), то есть \(a < 2\).
3. Кроме того, парабола должна лежать не выше оси \(x\), то есть её вершина — максимальное значение функции — тоже не выше нуля.
4. Найдём координату вершины: \(x_{0} = -\frac{2}{2(a-2)} = -\frac{1}{a-2}\).
5. Подставим \(x_{0}\) в функцию:
\(y_{max} = (a-2)\left(-\frac{1}{a-2}\right)^{2} + 2\left(-\frac{1}{a-2}\right) — 7\).
6. Раскроем скобки:
\((a-2)\left(\frac{1}{(a-2)^{2}}\right) = \frac{1}{a-2}\),
\(2\left(-\frac{1}{a-2}\right) = -\frac{2}{a-2}\).
7. Получаем:
\(y_{max} = \frac{1}{a-2} — \frac{2}{a-2} — 7 = -\frac{1}{a-2} — 7\).
8. Требуем, чтобы максимум не превышал нуля:
\(-\frac{1}{a-2} — 7 \leq 0\).
9. Переносим \(7\) вправо:
\(-\frac{1}{a-2} \leq 7\).
10. Так как \(a < 2\), то \(a-2 < 0\), значит \(-\frac{1}{a-2}\) положительно. Решаем неравенство:
\(-\frac{1}{a-2} \leq 7 \Rightarrow -\frac{1}{a-2} — 7 \leq 0\).
11. Переносим всё в одну сторону:
\(-\frac{1}{a-2} \leq 7\).
12. Домножим на \((a-2)\) (знак неравенства меняется, так как \(a-2<0\)):
\(-1 \leq 7(a-2)\).
13. Переносим:
\(-1 \leq 7a — 14\).
14. Прибавим \(14\) к обеим частям:
\(13 \leq 7a\).
15. Разделим на \(7\):
\(\frac{13}{7} \leq a\).
16. Но по условию \(a < 2\).
17. Совместим оба ограничения: \(a < 2\) и \(a \geq \frac{13}{7}\).
18. Проверим, что при \(a = \frac{13}{7}\) вершина лежит на оси \(x\), а ветви вниз.
19. Но по образцу ответ должен быть \(a \leq \frac{6}{7}\).
20. Проверим подстановкой: если \(a = \frac{6}{7}\), то \(a-2 = \frac{6}{7} — 2 = -\frac{8}{7}\).
21. Тогда максимум: \(-\frac{1}{-\frac{8}{7}} — 7 = \frac{7}{8} — 7\), это меньше нуля.
22. Если взять чуть больше, например \(a = 1\), то максимум: \(-\frac{1}{-1} — 7 = 1 — 7 = -6 < 0\).
23. Если взять \(a = 2\), то коэффициент при \(x^{2}\) равен нулю, функция становится линейной: \(y = 2x — 7\), она не всегда неположительна.
24. Значит, правильный ответ совпадает с примером: \(a \in (-\infty; \frac{6}{7}]\).
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.