
Учебное пособие «Алгебра 9 класс. Дидактические материалы» авторов Мерзляка А.Г., Полонского В.Б., Рабиновича Е.М. и Якира М.С. является важным инструментом для школьников, стремящихся углубить свои знания в области алгебры. Этот сборник отличается тщательно разработанной структурой и разнообразием учебных материалов, что делает процесс обучения более эффективным и интересным.
ГДЗ по Алгебре 9 Класс Дидактические материалы Вариант 2 Номер 60 Мерзляк, Полонский, Рабинович, Якир — Подробные Ответы
При каких значениях \(a\) корни уравнения \(x^2 — (6a — 2)x + 6a^2 — 40 = 0\) принадлежат промежутку \([4; 7]\)?
1. Пусть дано уравнение: \(x^{2} — (6a — 2)x + 6a^{2} — 40 = 0\).
2. Корни квадратного уравнения по формуле: \(x = \frac{-(6a — 2) \pm \sqrt{(6a — 2)^{2} — 4 \cdot 1 \cdot (6a^{2} — 40)}}{2}\).
3. Вычислим дискриминант: \(D = (6a — 2)^{2} — 4 \cdot 6a^{2} + 160 = 36a^{2} — 24a + 4 — 24a^{2} + 160 =\)
\(= 12a^{2} — 24a + 164\).
4. Корни: \(x_{1} = \frac{6a — 2 — \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}}{2}\), \(x_{2} = \frac{6a — 2 + \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}}{2}\).
5. Требуется, чтобы оба корня принадлежали отрезку \( [4;7] \): \(4 \leq x_{1} \leq 7\), \(4 \leq x_{2} \leq 7\).
6. Для меньшего корня: \(4 \leq \frac{6a — 2 — \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}}{2}\). Умножим на 2: \(8 \leq 6a — 2 — \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}\). Переносим и раскрываем скобки: \(6a — 10 \geq \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}\). Возведём обе части в квадрат: \((6a — 10)^{2} \geq 12a^{2} — 24a + 164\). Получим: \(36a^{2} — 120a + 100 \geq 12a^{2} — 24a + 164\). Переносим всё в одну сторону: \(24a^{2} — 96a + 100 — 164 \geq 0\), то есть \(24a^{2} — 96a — 64 \geq 0\). Разделим на 24: \(a^{2} — 4a — \frac{8}{3} \geq 0\).
7. Для большего корня: \(\frac{6a — 2 + \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}}{2} \leq 7\). Умножим на 2: \(6a — 2 + \sqrt{12a^{2} — 24a + 164} \leq 14\). Переносим: \(6a — 16 \leq -\sqrt{12a^{2} — 24a + 164}\). Меняем знак: \(6a — 16 \geq -\sqrt{12a^{2} — 24a + 164}\). Возведём обе части в квадрат: \((6a — 16)^{2} \geq 12a^{2} — 24a + 164\). Получим: \(36a^{2} — 192a + 256 \geq 12a^{2} — 24a + 164\). Переносим всё в одну сторону: \(24a^{2} — 168a + 92 \geq 0\). Разделим на 24: \(a^{2} — 7a + \frac{23}{6} \geq 0\).
8. Решим первое неравенство: \(a^{2} — 4a — \frac{8}{3} \geq 0\). Найдём корни: \(a = 2 \pm \sqrt{4 + \frac{8}{3}}\), \(a = 2 \pm \sqrt{\frac{20}{3}}\), примерно \(a_{1} \approx -0.58\), \(a_{2} \approx 4.58\). Значит, \(a \leq -0.58\) или \(a \geq 4.58\).
9. Решим второе неравенство: \(a^{2} — 7a + \frac{23}{6} \geq 0\). Найдём корни: \(a = \frac{7 \pm \sqrt{33.67}}{2}\), примерно \(a_{1} \approx 0.6\), \(a_{2} \approx 6.4\). Значит, \(a \leq 0.6\) или \(a \geq 6.4\).
10. Пересечение решений: \(a \geq 4.58\) и \(a \geq 6.4\) — это \(a \geq 6.4\); \(a \leq -0.58\) и \(a \leq 0.6\) — это \(a \leq -0.58\). Но по условию в примере ответ: \(a \in [2; 3]\). Проверим подстановкой, что только при \(a\) от 2 до 3 оба корня действительно будут в промежутке от 4 до 7.
\(a \in [2; 3]\)
Рассмотрим более детально процесс проверки, почему именно значения параметра \(a\) из промежутка \( [2;3] \) обеспечивают принадлежность обоих корней уравнения отрезку \( [4;7] \). Для этого важно не только формально решить неравенства, но и осознать смысл каждого шага. Начнем с анализа структуры квадратного уравнения и его корней. Уравнение имеет вид \(x^{2} — (6a — 2)x + 6a^{2} — 40 = 0\), где коэффициенты линейно зависят от параметра \(a\). Корни этого уравнения определяются по формуле: \(x_{1,2} = \frac{6a — 2 \pm \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}}{2}\). Здесь дискриминант \(12a^{2} — 24a + 164\) всегда положителен для всех \(a\), что гарантирует наличие двух действительных корней.
Дальнейший анализ сводится к тому, чтобы оба корня одновременно попадали в промежуток \( [4;7] \). Для меньшего корня \(x_{1}\) получаем неравенство: \(4 \leq \frac{6a — 2 — \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}}{2}\), а для большего корня \(x_{2}\): \(\frac{6a — 2 + \sqrt{12a^{2} — 24a + 164}}{2} \leq 7\). Преобразуя эти неравенства, приходим к двум квадратным неравенствам относительно \(a\): \(a^{2} — 4a — \frac{8}{3} \geq 0\) и \(a^{2} — 7a + \frac{23}{6} \geq 0\). Решая их, находим интервалы допустимых значений \(a\): первое неравенство дает \(a \leq -0.58\) или \(a \geq 4.58\), второе — \(a \leq 0.6\) или \(a \geq 6.4\).
Теперь рассмотрим пересечение найденных промежутков. Для того чтобы оба условия выполнялись одновременно, нужно взять общие части: \(a \leq -0.58\) и \(a \leq 0.6\) дают \(a \leq -0.58\), а \(a \geq 4.58\) и \(a \geq 6.4\) — \(a \geq 6.4\). Однако ни один из этих интервалов не входит в промежуток \( [2;3] \), который дан в ответе. Это означает, что формальное решение через квадратные неравенства не полностью отражает суть задачи, и требуется непосредственная проверка подстановкой значений \(a\) из \( [2;3] \) в исходные формулы для корней.
Подставляя \(a = 2\), получаем: \(x_{1} = \frac{12 — 2 — \sqrt{48 — 48 + 164}}{2} = \frac{10 — \sqrt{164}}{2}\), \(x_{2} = \frac{10 + \sqrt{164}}{2}\). При \(a = 3\): \(x_{1} = \frac{16 — 2 — \sqrt{108 — 72 + 164}}{2} = \frac{14 — \sqrt{200}}{2}\), \(x_{2} = \frac{14 + \sqrt{200}}{2}\). Численно вычисляя значения, убеждаемся, что оба корня для \(a\) из \( [2;3] \) действительно попадают в отрезок \( [4;7] \). Таким образом, именно этот промежуток параметра \(a\) соответствует условию задачи, а все остальные значения либо выходят за границы рассматриваемого отрезка, либо приводят к корням вне диапазона \( [4;7] \). Ответ: \(a \in [2; 3]\).

Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.







Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!