Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 9 класса под редакцией А.Г. Мерзляка и В.М. Полякова — это учебное пособие, созданное в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и входящее в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Пособие предназначено для закрепления и проверки знаний, полученных на уроках алгебры, и способствует формированию у школьников устойчивых математических умений.
ГДЗ по Алгебре 9 Класс Самостоятельные и контрольные работы Самостоятельная работа 12 Вариант 3 Мерзляк, Полонский, Рабинович, Якир — Подробные Ответы
1. Решите графически систему уравнений \(\{x^2 + y^2 = 13, \quad xy = -6\}\).
2. Определите графически количество решений системы уравнений \(\{|y| = x, \quad y = -x^2 + 5x + 1\}\).
3. Сколько решений имеет система уравнений \(\{4x + ay = 16 — a, \quad ax + 16y = 16\}\) в зависимости от значения параметра \(a\)?
1. \(\begin{cases} x^2 + y^2 = 13 \\ xy = -6 \end{cases}\)
Первое уравнение:
\(x^2 + y^2 = 13;\)
\(x_0 = y_0 = 0,\quad R = \sqrt{13};\)
Второе уравнение:
\(xy = -6,\quad y = -\frac{6}{x};\)
Графики функций:
Ответ: \((-3; 2); (-2; 3); (2; -3); (3; -2).\)
2. \(\begin{cases} |y| = x \\ y = -x^2 + 5x + 1 \end{cases}\)
Второе уравнение:
\(y = -x^2 + 5x + 1;\)
\(x_0 = -\frac{5}{2 \cdot (-1)} = \frac{5}{2} = 2 \frac{1}{2};\)
\(y_0 = -\frac{25}{4} + \frac{25}{2} + 1 = 7 \frac{1}{4};\)
Графики функций:
Ответ: 2 решения.
3. \(\begin{cases} 4x + ay = 16 — a \\ ax + 16y = 16 \end{cases}\)
Первое уравнение:
\(ay = -4x + 16 — a;\)
\(y = -\frac{4}{a}x + \frac{16}{a} — 1;\)
Второе уравнение:
\(16y = -ax + 16;\)
\(y = -\frac{a}{16}x + 1;\)
Прямые параллельны:
\(\frac{4}{a} = \frac{a}{16}, \quad a \cdot a = 4 \cdot 16;\)
\(a^2 = 64, \quad a = \pm 8;\)
Прямые совпадают:
\(\frac{16}{a} — 1 = 1, \quad \frac{16}{a} = 2, \quad a = 8;\)
Ответ:
если \(a \neq \pm 8\), то одно решение;
если \(a = -8\), то решений нет;
если \(a = 8\), то бесконечно много.
1.
Дана система уравнений:
\(\begin{cases} x^2 + y^2 = 13 \\ xy = -6 \end{cases}\)
Рассмотрим первое уравнение:
\(x^2 + y^2 = 13.\)
Это уравнение окружности с центром в точке \((x_0, y_0) = (0, 0)\) и радиусом \(R = \sqrt{13}.\)
Второе уравнение:
\(xy = -6,\)
откуда выразим \(y\) через \(x\):
\(y = -\frac{6}{x}.\)
Подставим это выражение во второе уравнение окружности:
\(x^2 + \left(-\frac{6}{x}\right)^2 = 13\),
что даёт
\(x^2 + \frac{36}{x^2} = 13.\)
Умножим на \(x^2\):
\(x^4 — 13x^2 + 36 = 0.\)
Обозначим \(t = x^2\), тогда:
\(t^2 — 13t + 36 = 0.\)
Решим квадратное уравнение:
\(t = \frac{13 \pm \sqrt{169 — 144}}{2} = \frac{13 \pm 5}{2}.\)
Получаем два корня:
\(t_1 = 9,\quad t_2 = 4.\)
Следовательно,
\(x^2 = 9 \Rightarrow x = \pm 3,\)
\(x^2 = 4 \Rightarrow x = \pm 2.\)
Найдем соответствующие \(y\):
Для \(x = 3,\quad y = -\frac{6}{3} = -2.\)
Для \(x = -3,\quad y = -\frac{6}{-3} = 2.\)
Для \(x = 2,\quad y = -\frac{6}{2} = -3.\)
Для \(x = -2,\quad y = -\frac{6}{-2} = 3.\)
Ответ: \((-3; 2), (-2; 3), (2; -3), (3; -2).\)
2.
Дана система уравнений:
\(\begin{cases} |y| = x \\ y = -x^2 + 5x + 1 \end{cases}\)
Поскольку \( |y| = x\), то \(y = x\) или \(y = -x.\)
Подставим во второе уравнение оба варианта.
Первый вариант:
\(y = x = -x^2 + 5x + 1,\)
откуда
\(-x^2 + 5x + 1 — x = 0,\)
то есть
\(-x^2 + 4x + 1 = 0.\)
Умножим на \(-1\):
\(x^2 — 4x — 1 = 0.\)
Решим квадратное уравнение:
\(x = \frac{4 \pm \sqrt{16 + 4}}{2} = \frac{4 \pm \sqrt{20}}{2} = 2 \pm \sqrt{5}.\)
Второй вариант:
\(y = -x = -x^2 + 5x + 1,\)
откуда
\(-x = -x^2 + 5x + 1,\)
то есть
\(-x^2 + 5x + 1 + x = 0,\)
или
\(-x^2 + 6x + 1 = 0.\)
Умножим на \(-1\):
\(x^2 — 6x — 1 = 0.\)
Решим квадратное уравнение:
\(x = \frac{6 \pm \sqrt{36 + 4}}{2} = \frac{6 \pm \sqrt{40}}{2} = 3 \pm \sqrt{10}.\)
Проверим, что \(x \geq 0\) для \( |y| = x \), так как \(x\) — аргумент модуля. Все найденные корни положительны.
Ответ: 2 решения.
3.
Дана система уравнений:
\(\begin{cases} 4x + ay = 16 — a \\ ax + 16y = 16 \end{cases}\)
Первое уравнение преобразуем:
\(ay = 16 — a — 4x,\)
откуда
\(y = -\frac{4}{a}x + \frac{16}{a} — 1.\)
Второе уравнение:
\(16y = 16 — ax,\)
то есть
\(y = -\frac{a}{16}x + 1.\)
Для того чтобы прямые были параллельны, нужно, чтобы коэффициенты при \(x\) были равны:
\(-\frac{4}{a} = -\frac{a}{16},\)
что даёт
\(\frac{4}{a} = \frac{a}{16}.\)
Перемножим:
\(a \cdot a = 4 \cdot 16,\)
откуда
\(a^2 = 64,\)
значит
\(a = \pm 8.\)
Для совпадения прямых необходимо равенство свободных членов:
\(\frac{16}{a} — 1 = 1,\)
то есть
\(\frac{16}{a} = 2,\)
откуда
\(a = 8.\)
Ответ:
если \(a \neq \pm 8\), то одно решение;
если \(a = -8\), то решений нет;
если \(a = 8\), то бесконечно много решений.
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.