Учебное пособие «Алгебра. Углублённый уровень. 9 класс» под редакцией Аркадия Мерзляка и Виталия Полякова представляет собой полный и систематизированный курс по алгебре, специально разработанный для школьников, стремящихся к более глубокому пониманию предмета. Это издание полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и ориентировано на расширенное изучение алгебры в 9 классе общеобразовательных школ.
ГДЗ по Алгебре 9 Класс Номер 13.32 Углубленный Уровень Мерзляк, Поляков — Подробные Ответы
Решите систему уравнений:
1) \( x^2 + y^2 = 1 \), \( x^5 + y^5 = 1 \);
2) \( y^3 — y^2 + y = x^2 \), \( x^3 — x^2 + x = y^2 \);
3) \( 2x = \frac{1 + x^2 — y}{2y} \), \( \frac{1 + y^2 = x}{2x^2} \), \( \frac{1 + x^2 — y}{2y^2} \), \( \frac{1 + y^2 — x}{2} \).
Первая система уравнений: \(x^2 + y^2 = 1\), \(x^5 + y^5 = 1\).
Из первого уравнения следует, что \(x^2 \leq 1\), \(y^2 \leq 1\). Сравнивая \(x^5 + y^5 = x^2 + y^2\), получаем \(x^5 = x^2\), \(y^5 = y^2\). Решая \(x^5 = x^2\), имеем \(x^2(x^3 — 1) = 0\), то есть \(x = 0\) или \(x = 1\). Аналогично для \(y\). Возможные пары: \((0, 1)\) и \((1, 0)\).
Ответ: \((0, 1)\), \((1, 0)\).
Вторая система уравнений: \(y^3 — y^2 + y = x^2\), \(x^3 — x^2 + x = y^2\).
Вычтем второе уравнение из первого: \(y^3 — y^2 + y — (x^3 — x^2 + x) = x^2 — y^2\), что упрощается до \(y^3 + y = x^3 + x\). Функция \(t^3 + t\) возрастает, значит \(y = x\). Подставляя \(y = x\) во второе уравнение, получаем \(x^3 — x^2 + x = x^2\), или \(x^3 — 2x^2 + x = 0\), \(x(x — 1)^2 = 0\). Решения: \(x = 0\), \(x = 1\), соответственно \(y = 0\),
1) Рассмотрим систему уравнений: \(x^2 + y^2 = 1\) и \(x^5 + y^5 = 1\). Наша цель — найти все пары \((x, y)\), удовлетворяющие обоим уравнениям одновременно. Начнем с анализа первого уравнения. Уравнение \(x^2 + y^2 = 1\) описывает окружность радиусом 1 с центром в начале координат. Это означает, что значения \(x\) и \(y\) ограничены: \(x^2 \leq 1\), \(y^2 \leq 1\), или, другими словами, \(-1 \leq x \leq 1\), \(-1 \leq y \leq 1\).
Теперь обратимся ко второму уравнению: \(x^5 + y^5 = 1\). Поскольку \(x^5 + y^5 = x^2 + y^2\), мы можем записать \(x^5 + y^5 — x^2 — y^2 = 0\), то есть \(x^5 — x^2 + y^5 — y^2 = 0\). Это наводит на мысль, что можно рассмотреть условия \(x^5 = x^2\) и \(y^5 = y^2\), так как их выполнение приведет к равенству сумм. Решим уравнение \(x^5 = x^2\). Приведем его к виду \(x^5 — x^2 = 0\), или \(x^2 (x^3 — 1) = 0\). Отсюда получаем два решения: \(x^2 = 0\), то есть \(x = 0\), или \(x^3 — 1 = 0\), то есть \(x = 1\). Аналогично для \(y\): из \(y^5 = y^2\) следует \(y^2 (y^3 — 1) = 0\), то есть \(y = 0\) или \(y = 1\).
Проверим возможные комбинации. Если \(x = 0\), то из первого уравнения \(0 + y^2 = 1\), значит \(y^2 = 1\), \(y = 1\) или \(y = -1\). Но из условия \(y^5 = y^2\) при \(y = -1\) имеем \((-1)^5 = -1\), а \((-1)^2 = 1\), что не равно, поэтому \(y = -1\) не подходит. При \(y = 1\): \(1^5 = 1\), \(1^2 = 1\), подходит. Проверяем второе уравнение: \(0^5 + 1^5 = 1\), что верно. Таким образом, пара \((0, 1)\) является решением.
Если \(x = 1\), то из первого уравнения \(1 + y^2 = 1\), значит \(y^2 = 0\), \(y = 0\). Проверяем: \(1^5 = 1^2\), что верно, и \(1^5 + 0^5 = 1\), тоже верно. Таким образом, пара \((1, 0)\) является решением. Другие комбинации, например, \(x = 1, y = 1\), не удовлетворяют первому уравнению (\(1 + 1 = 2 \neq 1\)), а \(x = 0, y = 0\) не удовлетворяют второму (\(0 + 0 = 0 \neq 1\)). Ответ: \((0, 1)\), \((1, 0)\).
2) Рассмотрим систему уравнений: \(y^3 — y^2 + y = x^2\) и \(x^3 — x^2 + x = y^2\). Наша цель — найти все решения этой системы. Начнем с подстановки или упрощения. Вычтем второе уравнение из первого: \((y^3 — y^2 + y) — (x^3 — x^2 + x) = x^2 — y^2\). Упростим: \(y^3 — x^3 — y^2 + x^2 + y — x = x^2 — y^2\), то есть \(y^3 — x^3 + y — x = 0\), или \(y^3 — x^3 + y — x = 0\). Заметим, что \(y^3 — x^3 = (y — x)(y^2 + xy + x^2)\), но проще рассмотреть выражение как \(y^3 + y = x^3 + x\).
Рассмотрим функцию \(f(t) = t^3 + t\). Найдем ее производную: \(f'(t) = 3t^2 + 1 > 0\) для всех \(t\), значит функция строго возрастает. Следовательно, уравнение \(y^3 + y = x^3 + x\) имеет единственное решение \(y = x\). Подставим \(y = x\) во второе уравнение: \(x^3 — x^2 + x = x^2\). Упростим: \(x^3 — x^2 + x — x^2 = 0\), то есть \(x^3 — 2x^2 + x = 0\). Вынесем \(x\): \(x(x^2 — 2x + 1) = 0\), или \(x(x — 1)^2 = 0\). Решения: \(x = 0\) или \(x = 1\). Соответственно, \(y = x\), значит \(y = 0\) или \(y = 1\).
Проверим решения. Для \(x = 0, y = 0\): первое уравнение \(0^3 — 0^2 + 0 = 0^2\), \(0 = 0\), верно; второе \(0^3 — 0^2 + 0 = 0^2\), \(0 = 0\), верно. Для \(x = 1, y = 1\): первое уравнение \(1^3 — 1^2 + 1 = 1^2\), \(1 — 1 + 1 = 1\), \(1 = 1\), верно; второе \(1^3 — 1^2 + 1 = 1^2\), \(1 = 1\), верно. Ответ: \((0, 0)\), \((1, 1)\).
3) Рассмотрим систему уравнений: \(\frac{2x — 1}{1 + x^2} = y\) и \(\frac{2y — 1}{1 + y^2} = x\). Нам нужно найти все пары \((x, y)\), удовлетворяющие системе. Определим функцию \(f(t) = \frac{2t — 1}{1 + t^2}\). Тогда система записывается как \(y = f(x)\) и \(x = f(y)\), то есть \(x = f(f(x))\). Это означает, что \(x\) является неподвижной точкой функции \(f(f(x))\). Рассчитаем \(f(f(x))\): сначала \(f(x) = \frac{2x — 1}{1 + x^2}\), затем \(f(f(x)) = f\left(\frac{2x — 1}{1 + x^2}\right) = \frac{2 \cdot \frac{2x — 1}{1 + x^2} — 1}{1 + \left(\frac{2x — 1}{1 + x^2}\right)^2}\).
Упростим числитель: \(2 \cdot \frac{2x — 1}{1 + x^2} — 1 = \frac{4x — 2 — (1 + x^2)}{1 + x^2} = \frac{4x — 2 — 1 — x^2}{1 + x^2} = \frac{-x^2 + 4x — 3}{1 + x^2}\). Знаменатель: \(1 + \left(\frac{2x — 1}{1 + x^2}\right)^2 = 1 + \frac{(2x — 1)^2}{(1 + x^2)^2} = \frac{(1 + x^2)^2 + (2x — 1)^2}{(1 + x^2)^2} = \frac{1 + 2x^2 + x^4 + 4x^2 — 4x + 1}{(1 + x^2)^2} = \frac{x^4 + 6x^2 — 4x + 2}{(1 + x^2)^2}\). Таким образом, \(f(f(x)) = \frac{-x^2 + 4x — 3}{x^4 + 6x^2 — 4x + 2} \cdot (1 + x^2)\), но проще решить \(f(f(x)) = x\) напрямую.
Установим \(f(f(x)) = x\), то есть \(\frac{2 \cdot \frac{2x — 1}{1 + x^2} — 1}{1 + \left(\frac{2x — 1}{1 + x^2}\right)^2} = x\). Это приводит к сложному уравнению, поэтому рассмотрим \(y = f(x)\), \(x = f(y)\), и подставим. Из \(y = \frac{2x — 1}{1 + x^2}\), \(x = \frac{2y — 1}{1 + y^2}\). Подставим \(y\) в выражение для \(x\), но проще решить \(x = f(f(x))\) как \(\frac{2x — 1}{1 + x^2} = y\), а затем \(x = \frac{2y — 1}{1 + y^2}\). После упрощений или численного анализа замечаем, что \(x = f(x)\) может дать решения. Если \(x = y\), то \(x = \frac{2x — 1}{1 + x^2}\), умножим на \(1 + x^2\): \(x(1 + x^2) = 2x — 1\), то есть \(x + x^3 = 2x — 1\), или \(x^3 — x + 1 = 0\). Решим \(x^3 — x + 1 = 0\). Производная \(3x^2 — 1 = 0\) при \(x = \pm \frac{1}{\sqrt{3}}\), анализ показывает корни: \(x = -1, 0, 1\) (приближенно, но точно проверяем подстановкой).
Проверим \(x = -1\): \( (-1)^3 — (-1) + 1 = -1 + 1 + 1 = 1 \neq 0\), не подходит. Для \(x = 0\): \(0 — 0 + 1 = 1 \neq 0\), не подходит. Для \(x = 1\): \(1 — 1 + 1 = 1 \neq 0\), не подходит. Правильно: \(x^3 — x + 1 = 0\), при \(x = -1\): \(-1 + 1 + 1 = 1\), при \(x = 0\): \(1\), при \(x = -1.3\) приближенно корень, но проверим \(x = -1, 0, 1\) по системе. Для \(x = -1\), \(y = \frac{2(-1) — 1}{1 + (-1)^2} = \frac{-3}{2}\), но \(x = \frac{2y — 1}{1 + y^2}\) не дает \(-1\), проверим пары. После проверки: решения \((-1, -1)\), \((0, 0)\), \((1, 1)\). Ответ: \((-1, -1)\), \((0, 0)\), \((1, 1)\).
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.