Учебное пособие «Алгебра. Углублённый уровень. 9 класс» под редакцией Аркадия Мерзляка и Виталия Полякова представляет собой полный и систематизированный курс по алгебре, специально разработанный для школьников, стремящихся к более глубокому пониманию предмета. Это издание полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и ориентировано на расширенное изучение алгебры в 9 классе общеобразовательных школ.
ГДЗ по Алгебре 9 Класс Номер 7.47 Углубленный Уровень Мерзляк, Поляков — Подробные Ответы
Установите, сколько корней имеет уравнение в зависимости от значения параметра \(a\): 1) \(|x^2 — 4|x| + 3| = a\); 2) \(x^2 + 3|x — 1| — 1 = a\).
1) \(|x^2 — 4|x| + 3| = a\)
Если \(a < 0\), корней нет; если \(a > 3\), два корня;
если \(a = 3\), три корня;
если \(a = 0\) или \(1 < a < 3\), четыре корня;
если \(a = 1\), шесть корней;
если \(0 < a < 1\), восемь корней.
2) \(x^2 + 3|x — 1| — 1 = a\)
Если \(a < 0\), корней нет; если \(a = 1\), один корень; если \(a > 1\), два корня.
1) Рассмотрим уравнение \(|x^2 — 4|x| + 3| = a\).
Сначала упростим выражение внутри модуля. Пусть \(t = |x|\), тогда функция внутри модуля равна \(t^2 — 4t + 3\).
Найдём корни квадратного трёхчлена \(t^2 — 4t + 3 = 0\). По формуле корней:
\(t = \frac{4 \pm \sqrt{16 — 12}}{2} = \frac{4 \pm 2}{2}\), значит \(t_1 = 1\), \(t_2 = 3\).
Парабола направлена вверх, вершина в точке \(t = \frac{4}{2} = 2\) и значение в вершине \(2^2 — 4 \cdot 2 + 3 = 4 — 8 + 3 = -1\).
Значит минимальное значение под модулем равно \(-1\), а сам модуль принимает значения от 0 до бесконечности.
Рассмотрим уравнение \(|t^2 — 4t + 3| = a\) при разных \(a\):
— Если \(a < 0\), корней нет, так как модуль не может быть отрицательным.
— Если \(a = 0\), уравнение равно нулю, значит \(t^2 — 4t + 3 = 0\), корни \(t=1\) и \(t=3\), значит \(x = \pm 1, \pm 3\) — всего 4 корня.
— Если \(0 < a < 1\), график пересекает линии \(y = a\) восемь раз (по 4 на положительной и отрицательной части), значит 8 корней.
— Если \(a = 1\), пересечения 6, значит 6 корней.
— Если \(1 < a < 3\), пересечения 4, значит 4 корня. — Если \(a = 3\), пересечения 3, значит 3 корня. — Если \(a > 3\), пересечения 2, значит 2 корня.
2) Рассмотрим уравнение \(x^2 + 3|x — 1| — 1 = a\).
Разобьём по определению модуля:
Если \(x \geq 1\), то \(|x — 1| = x — 1\), значит уравнение становится
\(x^2 + 3(x — 1) — 1 = a\),
то есть
\(x^2 + 3x — 4 = a\),
или
\(x^2 + 3x — (4 + a) = 0\).
Если \(x < 1\), то \(|x — 1| = 1 — x\), значит уравнение \(x^2 + 3(1 — x) — 1 = a\), то есть \(x^2 — 3x + 2 = a\), или \(x^2 — 3x + (2 — a) = 0\). Найдём количество корней в зависимости от \(a\). Для \(x \geq 1\) уравнение \(x^2 + 3x — (4 + a) = 0\) имеет дискриминант \(D_1 = 9 + 4(4 + a) = 9 + 16 + 4a = 25 + 4a\), который всегда положителен при \(a > -\frac{25}{4}\).
Для \(x < 1\) уравнение \(x^2 — 3x + (2 — a) = 0\) имеет дискриминант
\(D_2 = 9 — 4(2 — a) = 9 — 8 + 4a = 1 + 4a\).
Для корней в области \(x < 1\) нужен \(D_2 \geq 0\), то есть \(a \geq -\frac{1}{4}\).
При \(a < 0\) уравнение не имеет решений, так как левая часть не может быть меньше нуля. При \(a = 1\) уравнение имеет ровно один корень. При \(a > 1\) уравнение имеет два корня.
Значение \(a\) | Количество корней |
---|---|
\(a < 0\) | 0 |
\(a = 1\) | 1 |
\(a > 1\) | 2 |
Важно отдавать предпочтение не просто шпаргалкам, где написан только ответ, а подробным пошаговым решениям, которые помогут детально разобраться в вопросе. Именно такие вы найдёте на этой странице. Решения SmartGDZ подготовлены опытными педагогами и составлены в соответствии со всеми образовательными стандартами.