1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Геометрии 9 Класс Углубленный уровень Учебник 📕 Мерзляк, Поляков — Все Части
Геометрия
9 класс углубленный уровень учебник Мерзляк
9 класс
Тип
Гдз, Решебник.
Авторы
Мерзляк А.Г., Поляков В.М.
Год
2019-2022
Издательство
Вентана-граф
Описание

ГДЗ по Геометрии 9 Класс Номер 16.48 Углубленный уровень Мерзляк, Поляков — Подробные Ответы

Задача

Точки \(M\) и \(N\) соответственно середины диагоналей \(AC\) и \(BD\) четырёхугольника \(ABCD\). Докажите, что \(MN = -\frac{1}{2}(AB DC)\).

Краткий ответ:

Точки \(M\) и \(N\) — середины диагоналей, значит \( \overrightarrow{M} = \frac{\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C}}{2} \), \( \overrightarrow{N} = \frac{\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}}{2} \). Тогда

\( \overrightarrow{MN} = \overrightarrow{N} — \overrightarrow{M} = \frac{\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}}{2} — \frac{\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C}}{2} = \frac{(\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}) — (\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C})}{2} = -\frac{(\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C}) — (\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D})}{2} =\)
\(= -\frac{\overrightarrow{AB} + \overrightarrow{DC}}{2} \).

Подробный ответ:

Пусть \(ABCD\) — произвольный четырёхугольник, и точки \(M\) и \(N\) — середины диагоналей \(AC\) и \(BD\) соответственно. Это означает, что точка \(M\) делит отрезок \(AC\) пополам, а точка \(N\) — отрезок \(BD\) пополам. Векторное положение этих точек можно выразить через координаты вершин четырёхугольника. Для точки \(M\) координаты равны среднему арифметическому координат точек \(A\) и \(C\), то есть \( \overrightarrow{M} = \frac{\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C}}{2} \). Аналогично для точки \(N\) имеем \( \overrightarrow{N} = \frac{\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}}{2} \).

Чтобы найти вектор \( \overrightarrow{MN} \), нужно из координат точки \(N\) вычесть координаты точки \(M\). Это даёт

\( \overrightarrow{MN} = \overrightarrow{N} — \overrightarrow{M} = \frac{\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}}{2} — \frac{\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C}}{2} = \frac{(\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}) — (\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C})}{2} \).

Далее рассмотрим сумму векторов \( \overrightarrow{AB} \) и \( \overrightarrow{DC} \). По определению,

\( \overrightarrow{AB} = \overrightarrow{B} — \overrightarrow{A} \),

\( \overrightarrow{DC} = \overrightarrow{C} — \overrightarrow{D} \).

Сложив эти два вектора, получаем

\( \overrightarrow{AB} + \overrightarrow{DC} = (\overrightarrow{B} — \overrightarrow{A}) + (\overrightarrow{C} — \overrightarrow{D}) = (\overrightarrow{B} + \overrightarrow{C}) — (\overrightarrow{A} + \overrightarrow{D}) \).

Обратите внимание, что выражение в скобках отличается от того, что мы получили для \( \overrightarrow{MN} \), где стоит \( (\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}) — (\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C}) \). Если переписать разность для \( \overrightarrow{MN} \) в виде

\( \overrightarrow{MN} = \frac{(\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}) — (\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C})}{2} = -\frac{(\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C}) — (\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D})}{2} \),

то видим, что

\( (\overrightarrow{A} + \overrightarrow{C}) — (\overrightarrow{B} + \overrightarrow{D}) = (\overrightarrow{A} — \overrightarrow{B}) + (\overrightarrow{C} — \overrightarrow{D}) = -(\overrightarrow{B} — \overrightarrow{A} + \overrightarrow{D} — \overrightarrow{C}) = \)
\(=-(\overrightarrow{AB} + \overrightarrow{DC}) \).

Подставляя это обратно, получаем

\( \overrightarrow{MN} = -\frac{1}{2} (\overrightarrow{AB} + \overrightarrow{DC}) \)\(= -\frac{\overrightarrow{AB} + \overrightarrow{DC}}{2} \).

Таким образом, мы доказали, что вектор, соединяющий середины диагоналей четырёхугольника, равен половине с противоположным знаком сумме векторов сторон \(AB\) и \(DC\). Это соотношение отражает геометрическую связь между сторонами и диагоналями четырёхугольника и может быть полезно при исследовании его свойств.



Общая оценка
5 / 5
Комментарии
Другие учебники
Другие предметы